Понятия со словосочетанием «запас прочности»

Связанные понятия

Уста́лостная про́чность — термин недопустимый в соответствии с ГОСТ 23207-78, свойство материала не разрушаться с течением времени под действием изменяющихся рабочих нагрузок.
Долгове́чность — свойство элемента или системы длительно сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при определенных условиях эксплуатации.
Несущая способность — способность выдерживать нагрузку при поддержании нормального функционирования.
Работоспособность — это состояние изделия, при котором оно способно выполнять заданную функцию с параметрами, установленными требованиями технической документации. Отказ — это нарушение работоспособности. Свойство элемента или системы непрерывно сохранять работоспособность при определённых условиях эксплуатации (до первого отказа) называется безотказностью.
Энерговооружённость транспортного средства — отношение мощности двигательной установки к массе транспотного средства (синоним удельная мощность). Может иметь размерность Вт/кг, л.с./кг и т.п. Как правило, чем выше энерговооруженность — тем выше скорость и маневренность транспортного средства. Для летательных аппаратов выделяют характеристику тяговооружённость.
Килевая качка — переменное наклонение плавающего судна на нос и корму под действием волнения или других внешних сил.
Предельное состояние — состояние конструкции (сооружения), при котором она перестаёт удовлетворять эксплуатационным требованиям, то есть либо теряет способность сопротивляться внешним воздействиям, либо получает недопустимую деформацию или местное повреждение. Дальнейшая эксплуатация такой конструкции недопустима или нецелесообразна.
Несущая способность — в теории пластичности, максимальная нагрузка, за пределами которой происходит неограниченная пластическая деформация («течение») конструкции.
Несущие конструкции — совокупность конструкций здания или сооружения, которые, статически взаимодействуя, выдерживают нагрузки, обеспечивают прочность и устойчивость постройки. Остальные конструкции здания называют ограждающими (самонесущими).

Подробнее: Несущая конструкция
Динамическая нагрузка — нагрузка, характеризующаяся быстрым изменением во времени её значения, направления или точки приложения и вызывающая в элементах конструкции значительные силы инерции. Динамические нагрузки испытывают детали машин ударного действия, таких, как прессы, молоты и т. д. Детали кривошипно-шатунных механизмов также испытывают во время работы значительные динамические нагрузки от изменения величины и направления скоростей, то есть наличия ускорений. К динамическим нагрузкам относят...

Подробнее: Динамические нагрузки
Зоны деформации — это специальные части кузова автомобиля или железнодорожного вагона, фюзеляжа воздушного судна, которые поглощают энергию, возникшую в результате столкновения, схода с рельсов (на железной дороге) или при аварийной посадке воздушного судна, что позволяет защитить пассажиров от резкого воздействия силы удара. Этот элемент входит в состав системы пассивной безопасности автомобиля. В последнее время подобной системой начали оснащать железнодорожные вагоны, пассажирские самолеты и вертолеты...
Предел огнестойкости — показатель сопротивляемости конструкции огню (огнестойкости).
Амортизирующие узлы — узлы, применяемые в спелетуризме и альпинизме, которые вяжутся на верёвке, соединяющим дополнительную (дублирующую) точку крепления (страховки) с основным, и используются в случае, если при разрушении основного крепления динамическая нагрузка на дополнительное неизбежна. Их назначение — поглощать часть энергии падения, что значительно уменьшает нагрузку как на статическую веревку, так и на дополнительные крепления. Их применение особенно необходимо как при работе с веревкой...
Оперативный запас реактивности (ОЗР) — часть общего запаса реактивности реактора, компенсируемая одними подвижными поглотителями (стержнями) системы управления и защиты (СУЗ).
Защищённость (защита) — одно из основных боевых свойств корабля наряду с мощью наступательных средств и мореходностью.
Шок-трансмиттер — гидравлическое устройство для перераспределения внезапно возникающих динамических нагрузок на строительную конструкцию, обычно для сброса (трансмиссии) шоковых механических напряжений по дополнительным контурам жёсткости.
Инженер-прочнист — специалист с высшим техническим образованием, в задачи которого входит проверка конструкции (деталей, узлов, агрегатов, машин, механизмов, изделий и пр.) на прочность, устойчивость, усталость, долговечность, живучесть, пулестойкость и ресурс. Также инженер-прочнист занимается динамическими расчетами (динамика, сейсмика зданий и сооружений).
Поверхностное пластическое деформирование — вид отделочно-упрочняющей обработки, при котором не образуется стружка, а происходит упруго-пластическое деформирование поверхностного слоя заготовки.
Пневмокато́к — высокоэластичная резиновая шина особой конструкции, которая предназначается для повышения проходимости самоходных машин при движении на грунтах с низкой несущей способностью либо на сильно пересечённой местности. Из-за низкой грузоподъёмности и быстрого износа на дорогах с твёрдым покрытием широкого распространения пневмокатки не имеют.
Течь перед разрушением — концепция, означающая, что проектирование и выбор материалов гарантируют невозможность полного разрушения компонента со сквозной трещиной без предварительного существования стабильной течи, которая может быть заблаговременно обнаружена до того момента, когда трещина достигнет критического значения по условиям нестабильности.
Коррозионная усталость — разрушение материала под воздействием циклической динамической нагрузки и коррозионных сред. Почти все инженерные сооружения подвергаются воздействию внешних факторов во время их службы. Окружающая среда играет важную роль в усталости высокопрочных конструкционных материалов, таких как сталь, алюминиевые и титановые сплавы. В настоящее время разрабатываются материалы с высокой удельной прочностью, однако и их полезность, прежде всего, зависит именно от коррозионной усталости...
Жаропро́чность — способность конструкционных материалов работать под напряжением в условиях повышенных температур без заметной остаточной деформации и разрушения.
Фактор рывка (фактор падения; фолл-фактор — от англ. fall factor) — чисто геометрический показатель, характеризующий относительную нагрузку на систему страховки альпиниста при срыве. Определяется как отношение высоты падения к длине веревки, используемой для остановки падения. В альпинизме и скалолазании может принимать значения от 0 до 2. При страховке скользящим карабином за вертикальные опоры (как в виа-феррата) может быть больше 2.
Моторесурс — один из основных технических параметров, с помощью которого даётся оценка долговечности двигателя, машины или транспортного средства. Под моторесурсом, как правило, понимается объём наработки техники до состояния, при котором её дальнейшая эксплуатация невозможна либо связана с нарушением требований технической безопасности или недопустимым снижением эффективности работы.
Вы́бег — неустановившийся режим работы машины при постепенно уменьшающейся скорости после отключения двигателя или другого источника движения. Во время выбега движение продолжается по инерции, кинетическая энергия расходуется на преодоление трения, сопротивления внешней среды и т. п.Количественно выбег может измеряться единицах времени до остановки, пройденного расстояния (например, для автомобиля), угла поворота, количества оборотов и т. п.
Сверхпластическое формование — процесс деформации с использованием нагрева металлов, характеризующихся низкими значениями коэффициента удлинения (менее 20 %) в точке предела прочности при обычных испытаниях модуля прочности на растяжение в условиях комнатной температуры с целью достижения удлинений при усилиях, меньших значения модуля прочности на растяжение по крайней мере в два раза.
Гермошпангоут — жизненно важная часть самолёта. Крупнейшая в истории авиакатастрофа одного самолёта под Токио 12 августа 1985 года явилась следствием неправильного ремонта повреждённого хвостового гермошпангоута. В результате трагедии погибли 520 человек.
Боевая устойчивость — способность войсковой или флотской группировки сохранить боеспособность и использовать свои боевые возможности для гарантированного выполнения полученной боевой задачи при активном противодействии противника. Величина боевой устойчивости определяется составом имеющихся сил и средств, их боевой готовностью, степенью живучести основных систем и объектов, которые обеспечивают своевременное развёртывание и боевое применение войск.
Морозостойкая шина — тип автомобильной шины, который предназначается для эксплуатации при крайне низких температурах окружающей среды (−45°С и ниже), например — в условиях Заполярья.
Центр жёсткости — точка приложения внутренних сил упругости в данном поперечном сечении конструкции, по отношению к которой в сечении под действием внешних сил возникают лишь нормальные напряжения, но не крутящие моменты.
Звукоизоляция — снижение уровня шума, проникающего в помещения извне. Количественная мера звукоизоляции ограждающих конструкций выражается в децибелах. Степень необходимости звукоизоляции перекрытий зависит от характеристик используемых в строительстве материалов и соблюдения всех технологических норм. К примеру, в случае сооружения перекрытий из качественных заводских бетонных плит при тщательном и аккуратном их монтаже звукоизоляция может не потребоваться на протяжении нескольких лет.
Разгерметиза́ция — потеря герметичности корпуса или какой-либо системы летательного аппарата. Разгерметизация может быть штатной (при проведении технических работ) и аварийной — непредвиденно вследствие технического дефекта, внутреннего или внешнего воздействия. Аварийная разгерметизация может быть очень опасна, так как при этом в значительной мере нарушается функция системы. В частности, аварийная разгерметизация кабины самолёта или космического аппарата может привести к гибели экипажа и пассажиров...
Монолитные конструкции — строительные конструкции, изготовленные главным образом из железобетона и фибробетона, основные части которых выполняются непосредственно на строительной площадке путём укладки бетонной смеси и арматуры в предварительно подготовленную опалубку, обычную или несьёмную .
Остаточная плавучесть — в теории подводной лодки: разница между действительным запасом плавучести и расчётным, погашаемым с помощью цистерн главного балласта (ЦГБ).
Сейсмоусиление – это повышение сейсмической устойчивости существующих конструкций к усилиям, производимым подземными толчками. Сейсмоусиление зданий и сооружений применяется как для предупреждения разрушений, так и для восстановления объектов после случившихся землетрясений. Технология используется в регионах с высоким уровнем сейсмической активности, таких как Северный Кавказ, Камчатка, Сахалин, Краснодарский край и пр.
Газостатические подшипники — это подшипники, в которых непосредственную нагрузку от вала воспринимает тонкий слой газа (обычно воздуха).
Бортовая качка — переменное наклонение плавающего судна на правый и на левый борт под действием волнения или других внешних сил.
Прогиб — в строительной механике — перемещение центра тяжести сечения в деформированном состоянии.
Динами́ческий потоло́к летательного аппарата — наибольшая высота полёта, которую можно достичь за счёт запаса кинетической энергии в неустановившемся подъёме и на которой ещё можно создать минимально необходимый для сохранения управляемости скоростной напор.
Кро́вля — верхний элемент покрытия здания, подвергающийся атмосферным воздействиям. Главной её функцией является защита внутренних помещений от атмосферных осадков и воздействий. Главными требованиями к кровле являются лёгкость, долговечность, экономичность в изготовлении и эксплуатации.
Композитные опоры воздушных линий электропередач — строительные конструкции, выполненные из армированных полимерных композиционных материалов, предназначенные для удержания проводов и грозозащитных тросов на заданном расстоянии от земли и друг от друга. Сравнительно новый тип строительных конструкций, начавший получать распространение при сооружении линий электропередач в США и Канаде в 2000-х — 2010-х года. В России в опытной эксплуатации с 2009 года.
Жёстко-корпусная надувная лодка (англ. rigid-hulled inflatable boat, RHIB) или жёстко-надувная лодка (ЖНЛ) (англ. rigid-inflatable boat, RIB) — маломерное судно (моторная лодка или катер), имеющая прочный и жёсткий корпус и расположенный по периметру верхней части надводного борта (у планширя) надувной баллон. Жёстко-корпусная надувная лодка является дальнейшим усовершенствованием обычной надувной лодки. Лодки такой конструкции имеют большую остойчивость. Надувной баллон (краг) даёт большой запас...
Сцепной вес локомотива — сумма всех нагрузок от движущих (сцепных) колёс локомотива на рельсы. Проще говоря, это вес, приходящийся на ведущие колеса (оси) локомотива. Используется для создания силы сцепления между колёсами и рельсами и позволяет превратить окружное усилие на ободе движущих колёс во внешнюю силу тяги локомотива или тормозную силу (при действии тормозов).
Кессон — силовая часть крыла и других элементов планера. Представляет собой конструкцию балочного типа с передней и задней стенками, сверху и снизу — работающей обшивкой. Обшивка кессона воспринимает нормальное и касательное напряжения. Изгибающий момент воспринимается в основном обшивкой и стрингерами. Продольными силовыми элементами в кессоне могут служить лонжероны с ослабленными поясами. Кессон наиболее распространённый тип авиационных конструкций (крылья и другие элементы).
Ходкость — качество судна иметь и сохранять заданную скорость хода при данных условиях при минимальной затрате мощности механизмов, установленных на нем. Из двух подобных судов лучшей ходкостью обладает то, которое развивает большую скорость при одинаковой мощности главных судовых двигателей или одинаковой парусности.
Моноко́к (фр. monocoque) — тип пространственной конструкции, в которой (в отличие от каркасных или рамных конструкций) внешняя оболочка является основным и, как правило, единственным несущим элементом. В строгом смысле, термин «монокок» применяется к фюзеляжам ранних самолётов; в современном языке термин также применяется к несущим кузовам гоночных автомобилей, лодок и к велосипедным рамам.
Каркас безопасности — пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля.
Высокопро́чная ста́ль — сталь с пределом прочности не ниже 1800÷2000 МПа. Для достижения столь высокой конструктивной прочности сталь должна сочетать в себе высокую прочность и высокое сопротивление хрупкому разрушению.
Плаву́честь — свойство погружённого в жидкость тела оставаться в равновесии, не выходя из воды и не погружаясь дальше, то есть плавать. Также — раздел теории корабля, изучающий плавучесть.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я